25 января в России отмечается День российского студенчества (Татьянин день)

В этот день в 1755 году (в день мученицы святой Татианы) императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и эта дата стала официальным университетским днем (тогда он назывался «днем основания Московского университета»). А текст Указа был написан Иваном Шуваловым — фаворитом императрицы и другом Ломоносова.

Под московский университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот. В конце 1790-х годов было закончено строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя Святой Татианы, которая считается покровительницей студентов.

Изначально этот праздник отмечался только в Москве и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гуляния, участие в котором принимала почти вся столица.

В 18 веке — первой половине 19 века университетским, а потому и студенческим праздником стали торжественные акты в ознаменование окончания учебного года, на них присутствовала публика, раздавались награды, произносились речи. В то же время официальным университетским днем, отмечаемым молебном в университетской церкви, было 25 января. Но его называли не Татьяниным днем, а «днем основания Московского университета».

Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать акт об учреждении Московского университета как студенческий праздник. Так волей монарха появился День студента.

Несмотря на то, что история праздника своими корнями уходит в далекое прошлое, традиции сохранились и по сей день. Студенческая братия как устраивала широкие гуляния более двухсот лет назад, так и в 21 веке предпочитает отметить свой праздник шумно и весело. Впрочем, студент никогда не упустит шанс отдохнуть от учебного процесса — согласно народной мудрости, от бесконечного торжества его отвлекает лишь сессионное время.